Янтарная комната
Про Янтарную комнату сложно написать «один из тех шедевров, которые привлекают в Петербург туристов со всего мира». Потому что так бывает далеко не всегда: случается, что она не «одна из», а именно сама по себе, в одиночку, служит поводом приехать. Ведь кроме очевидной красоты (смотрите фотографии ниже) Янтарная комната притягивает и своей необычной богатой и очень таинственной историей: она дарилась и перевозилась, дополнялась и исчезала, находилась и воссоздавалась. Она загадка. И загадка до сих пор неразгаданная.
Янтарная комната в Царском Селе: расписание, билеты, цены в 2024
Янтарная комната находится в Екатерининском дворце. И входит в состав экскурсионных маршрутов. Отдельно посмотреть только ее, минуя все остальные объекты показа, невозможно.
Даже при всем желании: она расположена в середине дворца. И отдельных билетов в Янтарную комнату также не существует. Схема вашего визита следующая:
- вы покупаете билет в Екатерининский дворец на маршрут М1 или М2 (выбирается при покупке билета);
- при визите дворца идете по залам либо с гидом в группе (уже входит в стоимость билета; гид вас ведет, если наберется необходимый минимум на ваш сеанс), либо с гидом, которого вы сами наняли, либо с аудиогидом, либо вообще самостоятельно;
- где-то в середине любого из этих маршрутов вы пройдете Янтарную комнату.
Сразу скажем, что "позависать" в ней разрешают лишь несколько минут, особенно в высокий сезон. Смотрители могут сделать исключение для групп, которые приезжают от турфирм, если позволяет время и если гид, что называется, «примелькавшийся» и «свой».
Стоимость билетов в Екатерининский дворец (+парк)
Граждане РФ и государств ЕАЭС
- взрослый - 1100 рублей;
- студенты - 600 рублей;
- учащиеся с 14 лет - 600 рублей;
- Курсанты, военнослужащие срочной службы – 600 рублей;
- Ветераны боевых действий – 600 рублей;
- пенсионеры РФ и государств ЕАЭС - 600 рублей;
- Члены Ассоциации искусствоведов РФ – 600 рублей;
- Сотрудники государственных музеев России и государств-членов ЕАЭС – 600 рублей;
- до 14 лет - бесплатно (без экскурсионного обслуживания).
Государства ЕАЭС (Евразийского экономического союза): Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.
Иностранные граждане
- Взрослые – 1 800 рублей;
- Студенты – 900 рублей;
- До 14 лет – бесплатно (при оформлении входного билета).
Более подробно про цены на билеты для льготных категорий граждан, иностранцев смотрите в специальном материале "Билеты и расписание работы музеев и парков Царского Села".
Расписание работы Екатерининского дворца
- с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 16:45;
- выходной день вторник (иногда бывают исключения);
- с ноября по март санитарный день последний понедельник месяца.
История Янтарной комнаты
Янтарный кабинет, как называлась Янтарная комната в своем первом обличии, изначально планировался как один из залов дворца Литценбург в Берлине и должен был стать подарком короля Пруссии Фридриха I для своей супруги Софии-Шарлотты. Задумка появилась в 1701 году, однако так и не успела осуществиться: восемь лет спустя из жизни ушла София-Шарлотта, а еще через четыре – и сам Фридрих I.
К 1713 году кабинет все еще существует в виде отдельных панелей и не завершен до конца. Причина столь длительного воплощения проекта в жизнь – хрупкость янтаря, из-за которой работать с ним невероятно сложно.
Материал очень и очень требовательный, нежный. Не только ломкий, но и с трудом поддающийся обработке. Трансформировать-то его относительно легко, но вот преобразовывать в нужном для мастера русле, придавать ему требуемую форму, встраивать элементы в панно - вот что сложно.
Примерно в эти годы, может быть в 1712 или в 1713, панели из янтаря показывают российскому императору Петру I. Тот, будучи известным любителем и коллекционером всего необычного, по достоинству оценивает произведение искусства. А несколько лет спустя получает их в подарок от сына Фридриха I, Фридриха Вильгельма I. Есть, впрочем, сведения что подарок был щедро оплачен живой силой: Петр I прислал прусскому королю русских солдат.
В 1717 году янтарные панели после долгой и непростой дороги оказываются в Петербурге.
Но и в нашем городе янтарный кабинет остается скрытым от людских глаз не один десяток лет, хотя, казалось бы, предназначался для показа как минимум придворным и гостям императорского двора.
Однако демонстрации не случилось: Петр I поместил свой ценный подарок в Летний дворец и больше про него будто бы и не вспоминал. На него совсем не похоже! Прямо загадка. Возможно, объясняется она тем, что у царя-императора ближе к концу жизни здоровье было уже не столь могучим, как в начале реформаторской карьеры. Да и других дел, помимо искусства и украшений, хватало.
Панелями приказывает заняться уже дочь Петра I, Елизавета I. По распоряжению императрицы их перевозят в Царское Село, которое она облюбовала под свою резиденцию. Елизавета Петровна энергично приступает к обустройству бывшей Саарской мызы, доставшейся ей от матери, Екатерины I, не жалея не только сил, но и средств.
Для того, чтобы сделать красиво и богато, было необходимо много «экспонатов», причем не тривиальных, а под стать императорскому статусу. Пышное великолепие - так можно охарактеризовать стиль Елизаветы, который отразился в частности в убранстве Екатерининского дворца (сейчас он выглядит поскромнее). Тогда-то и вспомнили про пылящиеся изделия из солнечного камня, «озаглавленные» в описании немецким словом das Bernsteinzimmer.
Комната Екатерининского дворца, которую решили превратить в янтарную, оказывается слишком большой по сравнению с кабинетом. Вы сами почувствуете размах и масштаб, когда войдете в залу.
Панелям требуются дополнительные детали, чтобы «догнать» объем до параметров имеющегося помещения. Задачка непростая. Мало того, что сам материал, как мы помним, капризный, так еще и мастеров-то по нему в России нет. Есть они только в Пруссии, на территории которой, в районе Кенигсберга (нынешней Калининградской области), преимущественно и «произрастает» янтарь.
Сложные работы над материалом затягиваются до 1771 года. Представляете, от замысла до первого полноценного экспонирования готового шедевра проходит 70 лет! Это почти в два раза дольше, чем строился Исаакиевский собор, самый известный долгострой в истории России.
Готовую комнату с мебелью и декором показывает гостям уже Екатерина II, по иронии судьбы немка по происхождению.
Она взошла на престол в 1762 году, и продолжила планы предшественников - Елизаветы по благоустройству Царского Села и Петра I по реформированию России. К тому же будучи немкой, уж точно не могла остаться равнодушной к работе соотечественников. И ожидание того стоило.
Исторические документы рассказывают о великолепном зрелище: в день открытия комнаты янтарь подсвечивали 565 свечей, пламя которых отражалось в солнечном камне, заставляя его сиять.
Интересный факт: Екатерина II делала ставку на русских мастеров. Помощь иностранных специалистов она рассматривала как ступень к созданию русской школы янтаря. Весьма патриотично для русской императрицы немецкого происхождения, и вполне укладывается в ее политику «саморусификации» - переходу в православие и изучению русского языка.
Но возможно, что и практический аспект сыграл роль: привозить каждый раз мастеров из пусть и родной, но все же далекой Германии долго, да и накладно, что в немецкий Ordnung не укладывалось.
Гости и обитатели Екатерининского дворца имели возможность любоваться диковинной комнатой на протяжении 170 лет. Все это время за ней ухаживали, заменяли отдельные элементы, но радикально ничего не меняли.
В Царском Селе выросла целая школа (не в смысле учебного заведения, а в смысле направления в искусстве) по работе с янтарем. Иначе и было нельзя. Как мы уже подчеркивали, янтарь - хрупкий и нежный материал. И к тому же недолговечный: со временем теряет яркость и цвет. В общем, «потухает», как темнеют овощи и фрукты. Чувствителен к температуре. Уж приходилось Министерству Императорскому двора и уделов повозиться.
В 1941 началась Великая Отечественная Война, город Пушкин осенью заняли немецкие войска. Музейные работники Царского Села (с 1918 года Екатерининский дворец превратился в музей и был открыт для всех желающих) не смогли эвакуировать Янтарную комнату. Официальная версия гласит, что это было невозможно сделать без неприемлемого ущерба для экспоната: панно при попытке их снять осыпались. А представьте, еще и везти куда-то по железной дороге или автомобильной...
Однако фашистам такая эвакуация как-то удалась. Вспомним, что история Янтарной комнаты берет свое начало в Берлине, а потому немцы считали ее творением своих предков и испытывали желание вернуть на родину.
Впрочем, даже и без немецких корней ее судьба была предрешена: фашистские войска по приказу Гитлера целенаправленно и методично вывозили культурные ценности в Германию с оккупированных территорий.
Интерьер и отделка das Bernsteinzimmer были полностью отправлены в Кенигсберг (напомним еще раз, это наш сегодняшний Калининград). Судя по всему, похищение комнаты планировалось заранее, для чего в Пушкин даже привезли специалистов-искусствоведов.
Уже в конце 1941 комната была выставлена в Кенигсбергском замке, что подтверждали фотографии в немецком журнале «Пантеон». Причем в замке была выставлена лишь оригинальная, «немецкая», ее часть, которая была подарена Петру Первому. «Русская» же часть была отправлена в Берлин по приказу Гитлера.
В 1945 году в Кенигсберг вошли советские войска. Они взяли замок, но комнату в нем не обнаружили. Не найдут ее и позже, за исключением некоторых элементов, нигде и никогда. Что превратит судьбу шедевра в одну из самых крупных загадок XX века.
Исчезновение, поиски и воссоздание
Самая распространенная версия состоит в том, что Янтарная комната пострадала при бомбардировках и пожаре. Звучит логично: замок действительно бомбила британская авиация, а янтарь при высокой температуре плавится.
Возможно, что экспонат и правда погиб в огне. Но многие сомневаются. По сей день появляются и другие версии разной степени проработанности и вероятности быть достоверными.
Одна из них, например, рассказывает, что панели были сложены в ящики и под видом немецких музейных трофеев переправлены в ФРГ в уплату долга Советского Союза перед США. Причем случилось это по ошибке. Другие предположения сосредоточены на конкретных местах, где Янтарная комната может быть. Таких предположений насчитывается огромное количество. Фигурируют шахты, тайники, пещеры, секретные лазы, подвалы, частные коллекции, коллекторы и прочее и прочее и прочее. Много мест было обследовано. Пока - ничего. Основные версии сосредоточены в районе Калининграда, Польши и, конечно, Германии.
Если Янтарная комната еще цела на сегодняшний день, не известно, продолжает ли она находиться в Германии, или же хранится где-то за океаном. Ничего нельзя предположить и о целостности янтаря, ведь в условиях излишней влажности и тепла хрупкий камень мог необратимо пострадать.
Янтарную комнату, конечно же, искали, но мало кому удалось продвинуться в поисках. Зато несколько человек распрощались с жизнью. Среди них – фермер Георг Штайн. Уроженец Кенигсберга во время войны был солдатом вермахта и видел Янтарную комнату в замке. Свою жизнь в мирное время он целиком посвятил поиску комнаты и, говорят, даже достиг определенных успехов.
Вот только обнародовать полученную информацию не успел и погиб при странных обстоятельствах. Его тело со вспоротым животом нашли в лесу неподалеку от дома, в котором он на тот момент остановился. Орудие лежало рядом, это был большой нож.
Официальная версия – самоубийство, но друзья Георга в нее не верят, и имеют право: во-первых, нож не был принесен из жилища Штайна, а во-вторых, было известно, что мужчина получал письма с требованием прекратить поиски Янтарной комнаты.
Известна также судьба майора госбезопасности Ивана Курицы. В 1945 году он занимался расследованием судьбы комнаты и погиб по пути на встречу со свидетелем: ехал на мотоцикле по дороге, через которую была натянута проволока. Майору срезало голову.
В это же время самого свидетеля нашли у себя дома задушенным. Слишком много совпадений, причем таких, про которые вы, увидев их в кинофильме, сказали бы «ну так не бывает!»
Но не все истории столь трагичны. В 1997 году в Германии была обнаружена флорентийская мозаика «Осязание и обоняние», которая была частью оригинального творения и вырезана из панели немецким солдатом ещё в 1941 году. Потомок того солдата решил продать картину и был задержан.
Теперь она хранится в запасниках Царского села, а для глаз публики выставляется копия.
Тогда же, в 90-х, при похожих обстоятельствах был обнаружен янтарный комод: его пытались инкогнито реализовать на аукционе, но искусствоведы опознали предмет интерьера по фотографиям. Комод также успешно вернулся в Россию.
На сегодняшний день мозаика и комод остаются единственными найденными деталями оригинальной Янтарной комнаты. Правда, держатся в запасниках, а то, что вам предстоит увидеть в зале, является копией.
Как, впрочем, и все, что представлено в пушкинском Екатерининском дворце сегодня. Это копия. Очень хорошая копия, столь точно и кропотливо собранная, что без сомнений сама по себе заслуживает внимания.
Решение о воссоздании Янтарной комнаты было принято в 1979 году, работы начались почти сразу и завершились лишь в 2003 году, к трехсотлетию Петербурга.
Да, больше двадцати лет активных работ потребовало воссоздание шедевра. И шесть тонн янтаря.
Зато в точности можно не сомневаться: исторические снимки, а затем и найденная мозаика подтверждают, что размеры были высчитаны до миллиметра, а значит сегодня мы можем посетить точно такую же Янтарную комнату, в которой принимала гостей Екатерина II и все последующие императоры.
Вы можете заказать экскурсии в Екатерининский дворец и Янтарную комнату, воспользовавшись предложениями агрегатора лучших туров "Спутник". Смотрите объявления ниже
спасибо!