Царское Село: Ваш путеводитель
Назад

Виртуальное путешествие в императорском поезде

Опубликовано: 17.10.2021
Внутри императорского поезда

В Александровском дворце Пушкина начал работу новый выставочный проект. Он посвящен... поездам. Причем сделан в формате виртуальной реальности (VR). Все это могло бы сильно удивить, если не вспомнить, что именно Царское Село стало первой конечной железнодорожной станцией в России. А выставка — о поездах, которые обслуживали правящую фамилию.

Александровский дворец открылся после реставрации летом 2021 года, и вот теперь заполняет залы экспозициями. В его цокольном этаже, надев специальные очки, вы заглянете внутрь вагонов, которые служили нескольким российским императорам. И увидите их интерьеры, которые были воссозданы до мельчайших подробностей.

Есть два варианта путешествия:
— экскурсия об истории императорского поезда;
— тематический квест в обстановке царских вагонов. Во время него вы будете взаимодействовать с различными предметами и внутренними элементами поезда.

Для справки ключевые сведения о том, как Царское Село, императорский двор и железные дороги России связаны между собой:

— при Николае I были проложены стальные магистрали не только из Петербурга в Царское Село и далее в Павловск, но и между Петербургом и Москвой;
— Александр II в 1857 году в Царском Селе подписал именной указ о сооружении сети железных дорог в стране;
— при Николае II рядом с Александровским дворцом построили несколько веток железнодорожного полотна. Они позволяли ему, а также вельможам и государственным деятелям добираться без смены вагонов из резиденции в отдаленные регионы страны. Например, отсюда, c перрона Царского павильона, Николай II отправлялся в ставку в Могилев во время Первой мировой войны. Отсюда же царская семья уехала и в свое последнее путешествие — в ссылку в сибирский город Тобольск. Конец истории вы знаете.

Сначала императорские вагоны цеплялись к общим пассажирским составам. Впоследствии их начали составлять в самостоятельные поезда.

К 1902 году в императорском парке было восемь поездов. В России из них в настоящее время не осталось ни одного. Точнее, так: не сохранилось даже ни одного вагона. Какие-то были утилизированы, какие-то погибли во время Великой Отечественной войны.

Мы специально написали «в России». Ибо за рубежом кое-что осталось: три вагона, принадлежавшие династии Романовых, сейчас являются самыми ценными экспонатами Финского железнодорожного музея (город Хювинкяа). Объясняется этот удивительный на первый взгляд факт тем, что они предназначались для поездок Александра II по территории Великого княжества Финляндского, которое до 1917 года входило в Российскую Империю, а с 1918 года стало самостоятельным государством.

Вагоны эти выпущены в Германии в 1870 году. Смотрятся верхом элегантности и торжества вкуса. Синие снаружи, они украшены двуглавыми орлами. Внутренняя отделка идет под орех, мебель обтянута темно-зеленой кожей. Вагон супруги Александра II, Марии Александровны, а также вагон-салон были переделаны из пассажирских вагонов в мастерских Финляндской железной дороги в 1875–1876 годах. Интерьер у них иной: стены украшены шелком красного и синего цвета, который очень любила императрица.

Самым последним представителем императорского дома высочайшего уровня, который воспользовался финским поездом, была вдовствующая императрица Мария Федоровна — жена Александра III и мать царствующего тогда Николая II).

Обстоятельства, этой поездке способствовавшие и поездку сопровождавшие, выглядели драматически — путешествие пришлось на слом эпох, поворот времени, исторический сдвиг. 1 августа 1914 года вдовствующая императрица гостила у родственников в Англии. После известных событий в Сараево громом прозвучало известие о начале Первой мировой (и, пользуясь случаем, напомним, что в ГМЗ «Царское Село» входит единственный в России музей, посвященный этой войне, — Ратная палата). Марии Федоровне пришлось добираться до Петербурга окольными путями, через родную Данию, а оттуда пароходом в Финляндию. И уже там она села на поезд. Сохранились ее воспоминания об этой поездке:

«Спала прекрасно в старом финском вагоне, который эксплуатировался еще в те времена, когда были живы мои св[екор] и св[екровь]. Последний раз мы ездили в подобном вагоне, когда направлялись в Вильну к берегам реки, а теперь, к нашему удивлению, в вагоне оказался тот же кондуктор, что и в те далекие времена. Все было хорошо, кроме того, что не было электричества. На каждой небольшой станции мы видели огромное количество народа. Нас встречали с музыкой и песнями. Везде были цветы, вечером – всюду иллюминация. Принимали очень приветливо и с большой любовью. Все это сильно меня растрогало и обрадовало. Я абсолютно счастлива, что из-за сложившихся обстоятельств мне пришлось ехать через Финляндию и увидеть эту трогательную преданность и верность, в которых я, впрочем, никогда не сомневалась».

Ну а после этого — уже все. Война займет внимание и умы императорской фамилии и всей семьи и всей страны. Электричество в вагон проведут и даже наладят такую штуку как водоснабжение санузлов. Однако уже станет не до поездок в Финляндию. В 1917 год Николай II в поезде подпишет отречение, в поезде же отправится в ссылку, а его матушка в 1919-м «мигрирует» в Крым, а оттуда в Данию.

Если хотите посмотреть, как выглядел поезд Николая II, то вот здесь много фотографий.

Режим работы выставки «Путешествие в императорском поезде»:

с 10:00 до 18:00 (продажа билетов до 16:45, вход до 17:00). Выходной день – среда (с ноября по апрель – среда и последний четверг месяца).

Стоимость билетов:
— билет на экскурсию «Виртуальное путешествие в императорском поезде» продолжительностью 10-15 минут – 250 рублей;
— билет на «Виртуальный квест в императорском поезде» продолжительностью 20-60 минут – 500 рублей.
Билеты можно купить онлайн на официальном сайте музея и в кассе Александровского дворца в день посещения.

Возрастное ограничение – 12+

Если соберетесь на выставку, посмотрите расписание электричек из Петербурга в Пушкин. Если уж ехать на экспозицию о поездах, то логично прокатиться до Царского Села по железке — почти что той самой, первой в России.

Фото: https://picworld.ru

аватар
Автор:
Александр Михайлов
Поделиться
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.